moov-vmf.ru

Общественная организация ветеранов флота
Текущее время: 21 ноя 2017, 04:47

Часовой пояс: UTC + 4 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 01 апр 2017, 18:43 
Не в сети
Администратор

Зарегистрирован: 25 май 2012, 14:09
Сообщения: 182
Вложение:
Колесник В.А..jpg
Колесник В.А..jpg [ 179.63 КБ | Просмотров: 657 ]
Колесник Владимир Андреевич, капитан I ранга в отставке,
доктор технических наук, профессор, член морского собрания г. Гатчина
профессор Военно-морского политехнического Института ВУНЦ ВМФ "ВМА им. Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова"

Гатчина и российский подводный флот

В возрожденном сквере между гатчинским дворцом и Балтийским вокзалом в 2007 году был торжественно открыт памятник подводной лодке Степана Карловича Джевецкого (польск. Stefan Drzewiecki), выдержавшей в 1881 году испытания в водах Серебряного Озера в присутствии императора Александра III и его супруги Марии Федоровны. Это событие привело к заказу правительством России первой серии подводных лодок для ее ВМФ.
Так усилиями Гатчинского Морского Собрания при активном участии НПО «Севзапспецавтоматика», в стенах которого в то время работало большое число моряков флота, ушедших в запас с действительной военной службы, была заново открыта одна из ярких страниц истории города и военно-морского флота России.
Вложение:
Комментарий к файлу: Открытие памятника подводной лодке С.К.Джевецкого
Открытие памятника пл Джеветского.jpg
Открытие памятника пл Джеветского.jpg [ 35.17 КБ | Просмотров: 712 ]

Две краткие исторические справки для читателей:

1. Из истории Гатчины.

Город Гатчина занимает пространство вокруг ряда озёр, обжитое славянами еще с VIII-IX веков.
Предшественником города Гатчины считается село Хотчино, которое впервые упоминается в Новгородской писцовой книге 1500 года, а затем, как деревня Hotzino в Дягилинском погосте в шведских «Писцовых книгах Ижорской земли» 1618—1623 годов.
По одной версии, это название произошло от сокращённой формы «Хот» одного из древнерусских личных имён (Хотчен, Хотимир, Хотен, Хотчена, Хотина), по другой — от древнефинского слова «хатша» — пожога, или участок, где лес сожжён под пашню.
По «романтической» версии, на месте Гатчины в давние времена располагалось капище языческой богини Хочены, от имени которой якобы и произошло название села Хотчино.
Существуют и другие версии происхождения названия Гатчины:
- от слов «гать» — дорога, проложенная через топкое место, и «чинная» — важная, добротная.
- от немецкого выражения «Hat Schöne» — имеет красоту. Такая версия была придумана поэтом В. Г. Рубаном в угоду прусским вкусам Павла I.
Примерно в середине XVII века глухая фонема «Х» в названии села заменяется звонкой «Г», и село Хотчино, как и созданная близ него помещичья усадьба, превращаются в деревню Готчино и Готчинскую мызу. К концу XVII века название «Готчино» трансформируется в его современную форму, но и старая форма среднего рода продолжает использоваться вплоть до начала XX века. На старых открытках с видами города, и картах начала прошлого века, часто упомянуто именно Гатчино. Использовался и вариант без буквы «Т», так на карте Санкт-Петербургской губернии Я. Ф. Шмита 1770 года, обозначена деревня Гачино при мызе Гачинской.
В 1923 году город был переименован в Троцк, а в 1929 - в Красногвардейск.
23 января 1944 года указом Президиума Верховного Совета СССР городу было возвращено историческое название — Гатчина.
При Петре I Гатчина принадлежала его сестре Наталье Алексеевне. Усадьба переходила из рук в руки, но в 1765 г. была приобретена в казну и подарена Екатериной II графу Григорию Орлову. Статус города Гатчина получила при вступлении Павла I на престол в 1796 г.
10 сентября 2016года в Гатчине торжественно отметили 220ю годовщину приобретения этого статуса.
После Павла I Гатчина была царской резиденцией Николая I и Александра II, местом постоянного проживания Александра III, прозванного гатчинским затворником.
Вложение:
Комментарий к файлу: Александр 3 с семьей в Гатчинском дворце
Александр 3 с семьей.jpg
Александр 3 с семьей.jpg [ 173.96 КБ | Просмотров: 712 ]

Главная достопримечательность города - Гатчинский дворец, похожий на средневековый английский замок, и четыре парка с изумительными ландшафтами и озерами.
В правление Александра III на Серебряном озере в Гатчине и были проведены испытания подводной лодки С. К. Джевецкого.
Названо это озеро так из-за хрустальной чистоты воды, многочисленных ключей и лежащей на дне зеленоватой глины, которые придают ему серебристо-изумрудный оттенок. Глубина озера доходит в отдельных местах до 14 метров.
Вложение:
Гатчинский дворец.jpg
Гатчинский дворец.jpg [ 81.47 КБ | Просмотров: 712 ]

Вид на дворец со стороны Серебряного озера
Гатчинский дворец наравне с Зимним дворцом Санкт-Петербурга был одним из первых в 1881г. оборудован водопроводом, канализацией и электроосвещением.
В начале XX века жизнь города обогатилась открытием первого в России военного аэродрома. Летчики Е. Руднев (один из первых авиаторов), П. Нестеров (автор "мёртвой петли"), И.Сикорский (известнейший авиаконструктор) и В. Чкалов осваивали летное мастерство в небе над Гатчиной.
В настоящее время город активно развивается, имея все предпосылки стать центром науки, промышленности и культуры Ленинградской области. Дворцово-парковый ансамбль Гатчины, учитывая его культурную и историческую значимость, взят под охрану ЮНЕСКО.
2. С.К. Джевецкий и его подводная лодка
Степан (Стефан) Карлович Джевецкий, один из выдающихся изобретателей подводного кораблестроения XIX века, родился в 1843 году в богатой и знатной дворянской семье. Образование получил в Париже в Центральном инженерном училище. В 1877 году, плавая добровольцем-рядовым на вооруженном пароходе "Веста", отличился в бою с турецким броненосцем "Фехти-Булленд" и был награжден за храбрость Георгиевским крестом. Участвуя в русско-турецкой войне, пришел к выводу, что наиболее эффективным средством борьбы с боевыми надводными кораблями является подводная лодка.
Вложение:
Джевецкий.jpg
Джевецкий.jpg [ 26.1 КБ | Просмотров: 712 ]

С.К. Джевецкий
Еще в 1876 году Джевецким был разработан проект одноместной подводной лодки, которая в 1877 году была построена на его собственные средства Одесским заводом Бланшара.
Вторая подводная лодка Джевецкого была построена в Санкт-Петербурге на Невском заводе в 1879 году. Испытывали лодку при погружении на глубину 7,5 м.
Подводная лодка была однокорпусной конструкции и изготавливалась из склёпанных стальных листов толщиной в 5 мм. Три члена экипажа размещались сидя в центре корпуса, так, чтобы головы помещались в шестигранный купол с иллюминаторами. В передней части купола был устроен перископ для наблюдения из-под воды.
Кормовой винт приводился в действие ножным педальным приводом. Три человека могли в течение двух часов сообщать лодке скорость в 2,5-3 узла. Винт был поворотным и выполнял роль горизонтального руля. Для управления в вертикальной плоскости использовались два перемещавшихся внутри лодки груза, которые создавали дифферент на нос или корму.
Для регенерации воздуха применялась его прокачка через раствор едкого натрия. Также по мере надобности использовался сжатый воздух из запаса для продува балластной цистерны. Это позволяло пребывать под водой до 50 часов. На перископной глубине также предполагалось использовать выдвижную вентиляционную трубку. Рабочей глубиной погружения считалось 8 метров, допустимой – 12,5 м. Внутреннее освещение отсутствовало, экипаж должен был работать на ощупь или при отблесках света из иллюминаторов.
Вооружение составляли две мины, начиненные каждая по 32 кг пироксилина. Мины размещались в углублениях на корпусе лодки. Для придания положительной плавучести их окружали резиновые мешки, наполненные воздухом. Предполагалось, что подводная лодка способна незаметно подойти к стоящему на якоре неприятельскому судну и занять позицию у него под килем. После этого мины освобождались, они всплывали и, связанные друг с другом тросом, охватывали корпус судна. Выпустив мины, лодке надлежало удалиться на безопасное расстояние и взорвать заряды по электрическому проводу.
Вложение:
пл 1981.jpg
пл 1981.jpg [ 92.9 КБ | Просмотров: 712 ]

Испытания этой подводной лодки были проведены на Серебряном озере в Гатчине, отличавшемся особой прозрачностью воды. Их целью было показать достоинства лодки Александру III.
Джевецкий несколько дней бороздил по озеру, изучая царскую пристань и как к ней ловчее пристать. Зная, что Александр III неразлучен с царицей Марией Федоровной, Джевецкий заказал букет самых великолепных орхидей - любимых цветов царицы. Настал день испытаний. Царь и царица сели в шлюпку, на которой и вышли на середину озера, а Джевецкий, пользуясь прозрачностью воды, маневрировал около этой шлюпки, иногда проходя под нею.
Наконец шлюпка подошла к пристани, царь и царица вышли и остались на пристани. Джевецкий с ловкостью пристал, открыл горловину, вышел на пристань, преклонил колено и подал царице великолепный букет орхидей, сказав: "C'est le tribut de Neptune á Votre Majesté" (Это дань Нептуна вашему величеству). Царица пришла в восторг, рассыпалась в комплиментах; царь остался очень доволен, благодарил Джевецкого и приказал дежурному генерал-адъютанту рассказать об этих опытах военному министру
П.С. Ванновскому, чтобы он озаботился возможно спешной постройкой 50 лодок, с уплатой Джевецкому 100 000 руб.». (из воспоминаний А.Н. Крылова).
В публикации на интернет-портале http://babs71.livejournal.com/181198.html
«Гатчина. Подводная лодка С.К.Джевецкого» высказывается следующее предположение:
«… В соответствии с этими мемуарами демонстрация лодки традиционно датируется 1881-м годом. Однако, нужно учесть, что воспоминания писались Крыловым в 1941-м году, причем все даты приводились по памяти.
Тем не менее, существует еще один, гораздо менее популярный источник – дневники Александра III. 23 января/4 февраля 1880 года Александр записал в дневнике: «В 3/4 11 утра отправились с Мини на Балтийскую дорогу и в 11 1/4 отправились через Лигово, Красное Село в Гатчину. Поехали еще с нами Алексей, Победоносцев и Н.М. Баранов, уже в статском платье. Погода сегодня совершенно весенняя, светло, тепло и чудное солнце с самого утра. В Гатчине мы смотрели на пруду подводную лодку инженера Джевецкого, который при нас сделал несколько удачных опытов со своей лодкой и кончил тем, что подвел мину под плот и отойдя взорвал ее отлично. Эта лодка, я уверен, будет иметь большое значение в будущем и сделает порядочный переполох в морских сражениях».
Таким образом, существует предположение, что лодка демонстрировалась Александру III не в 1881-м, а в 1880-м году. Однако, если учесть дату восшествия на престол Александра Ш - 2 (14) марта 1881г., возникает вопрос: а в мог ли он, будучи в 1880г. цесаревичем, принимать государственные решения о финансировании строительства Российского флота? В связи с этим, проведение описанных выше испытаний в 1881г. наиболее вероятно.
Вложение:
Испытания пл.jpg
Испытания пл.jpg [ 117.37 КБ | Просмотров: 712 ]

После этих испытаний последовал заказ на изготовление 50 подводных лодок, предназначаемых для обороны приморских крепостей. Таким образом, субмарина Джевецкого, испытанная в Гатчине, положила начало первой в России серии подводных лодок.
Все 50 подводных лодок были построены и распределены следующим образом: 16 подводных лодок оставлены в Кронштадте, 32 направлены по железной дороге в Одессу для распределения между Черноморскими портами; из двух оставшихся одна оставлена Джевецкому для дальнейших усовершенствований, одна находилась в распоряжении Инженерного ведомства. («Гатчина: страницы истории», Сост. Т.Ф. Родионова, «Изд. дом Герда», СПб, 2001).
Новая Гатчина и подводный флот.
В марте 2006 года во время празднования 100-летия российского подводного флота Морским собранием г. Гатчина было высказано предложение о создании памятника, увековечивающего историческое событие в жизни флота, произошедшее в нашем городе в 1881 году.
На это предложение откликнулось научно-производственное объединение «Севзапспецавтоматика», имеющее свой производственный филиал в Гатчине (генеральный директор В.А.Солонько). Коллектив объединения с энтузиазмом воспринял это решение, и не случайно: в его составе трудилось большое количество офицеров запаса ВМФ и сотрудников судостроительного комплекса региона. Уже к концу июля 2006г., то есть к моменту празднования дня ВМФ России, макет подводной лодки С.К.Джевецкого был готов и экспонировался на улицах Гатчины в рамках праздничных мероприятий.
Вложение:
Макет пл Джевецкого.jpg
Макет пл Джевецкого.jpg [ 20.45 КБ | Просмотров: 712 ]

Возглавил изготовление макета лодки исполнявший в то время обязанности директора филиала объединения Черниенко В.Н., в прошлом сам капитан III ранга, прошедший службу на Северном флоте России. Техническую документацию разработал конструктор Шагинян П.Г.
Далее в течение года был разработан и реализован проект мемориального комплекса. Автором проекта стал гатчинский архитектор Ю.Ш. Кинцурашвили.
Вложение:
Пл на постаменте.jpg
Пл на постаменте.jpg [ 145.75 КБ | Просмотров: 712 ]

22 сентября 2007 года, в День города, макет подводной лодки Джевецкого был установлен в сквере напротив Гатчинского дворца.
На официальном открытии памятника подводной лодки С.К.Джевецкого собрались многие жители города и гости – представители военно-морского флота, ветеранских организаций, промышленности региона, а также, что особо приятно: молодежь Гатчины. Праздник получился торжественный и радостный. Встретились две эпохи, пересеклись еще раз две истории: история Российского флота и история г. Гатчина.
Вложение:
Открытие памятника пл Джеветского.jpg
Открытие памятника пл Джеветского.jpg [ 35.17 КБ | Просмотров: 712 ]

Вложение:
Открытие пл.jpg
Открытие пл.jpg [ 206.86 КБ | Просмотров: 712 ]

Вложение:
открытие.png
открытие.png [ 855.45 КБ | Просмотров: 712 ]

Использованные источники:
1. В.А. Колесник «Гатчина – родина российского подводного флота»,
журнал «Морской Вестник» № 4 (24), СПБ, 2007 г., декабрь.
2. «Гатчина: страницы истории», Сост. Т.Ф. Родионова, «Изд. дом Герда», СПб, 2001.
3. Материалы из Интернет - порталов:
http://www.city.gatchina.ru
http://www.navy.ru
ru.wikipedia.org
history-gatchina.ru
gorod.gatchina.biz
http://babs71.livejournal.com/181198.html

_________________
Пишите предложения по формату и наполнению сайта. Предлагайте темы.


Пожаловаться на это сообщение
Вернуться к началу
  Отправить личное сообщение  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 4 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы можете начинать темы
Вы можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB