moov-vmf.ru

Общественная организация ветеранов флота
Текущее время: 27 май 2018, 19:21

Часовой пояс: UTC + 4 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 04 дек 2013, 18:29 
Не в сети
Администратор

Зарегистрирован: 25 май 2012, 14:09
Сообщения: 182
К 70-ти летию боя у мыса Нордкап ( 26 декабря 1943 г. )

Первые ноябрьские конвои в Россию.
Вложение:
Шарнхорст.jpg
Шарнхорст.jpg [ 96.31 КБ | Просмотров: 5242 ]

После длительного летнего перерыва 1943 года британское Адмиралтейство с наступлением зимнего периода полярных ночей решило вновь возобновить отправку конвоев в Россию. Первый такой конвой JW-54A вышел из залива Лох-Ю (Шотландия) в Мурманск 15 ноября. Через неделю вышла вторая половина этого конвоя под литером JW-54B. Оба эти конвоя прошли весь путь до Кольского залива без потерь. Третий конвой JW-55A вышел в море 12 декабря и также дошёл до порта назначения - Мурманск благополучно.
Тем временем британской разведке стало известно, что германское командование “Группы Север”, дислоцированное в Киле, сильно обеспокоено беспрепятственным проходом этих трех конвоев. Поэтому Командующий флотом Метрополии адмирал Брюс Фрэзер вполне логично предположил, что немцы непременно предпримут все возможные усилия, чтобы силами своей оперативной эскадры, находящейся в Альтенфиорде, попытаться разгромить следующий, четвертый конвой. Он был так твёрдо уверен, что линейный корабль “Шарнхорст” обязательно должен выйти в море для проведения такой операции, что провёл целый ряд ночных боевых учений, где его крейсер “Ямайка” играл роль немецкого флагмана.
Вложение:
Адмирал Фрэзер.jpg
Адмирал Фрэзер.jpg [ 58.55 КБ | Просмотров: 5242 ]

Более того 16 декабря 1943 года эскадра адмирала Фрэзера в составе линейного корабля “Дьюк оф Йорк”, крейсера “Ямайка” и эскадренных миноносцев “Скорпион”, “Сэвейдж”, “Самарез” и “Сторд” вошла в Кольский залив и встала на якорь в бухте Ваенга. По прибытии Фрэзер тёпло принял на борту своего линкора командующего Северным флотом вице-адмирала Арсения Головко. “Мне пока не совсем ясно, - записал в своём дневнике Арсений Григорьевич, - с какой целью прибыл к нам командующий британским флотом Метрополии в самый разгар полярной ночи”.
Тем не менее, получив от Головко необходимую информацию о военно-оперативной обстановке на Северном морском театре, адмирал Фрэзер через два дня, 18 декабря, весьма поспешно вышел в море со всеми кораблями своей эскадры и направился в Акюрейри ( Исландия) на дозапрвку топливом и подготовку к обеспечению прикрытия очередных конвоев JW-55B и A-55A, которые должны были отправиться из Лох-Ю (Шотландия) и Кольского заливов 20-го и 22 декабря соответственно.

Намерения Деница по разгрому очередных конвоев

20 декабря Британская разведка на основании перехваченных и расшифрованных немецких радиосообщений доложила Фрэзеру и командиру эскортных сил, прикрывающих обратный конвой RA-55A, идущий из России, вице-адмиралу Роберту Барнетту, что немцы планируют использовать свой линкор “Шарнхорст” для атаки на эти конвои.

Это был грозный боевой корабль. Спущенный на воду в октябре 1936 года он имел водоизмещение 32.000 т., экипаж 1800 чел. и скорость хода 31,5 узл. Его вооружение состояло из 9-ти 11-ти дюймовых (280 мм.) орудий главного калибра, 12-ти орудий 5,9 дм.(150 мм.), 14-ти - 4,1 дм.(104 мм.), 26-ти орудий ПВО малого калибра, 6-ти торпедных аппаратов и 4-х самолётов.
Боевые “успехи” этого океанского рейдера составляли внушительный список. В начале II-ой Мировой войны, в ноябре 1939 года он вместе с однотипным линейным кораблём “Гнейзенау“ во время рейда в Атлантике утопил пассажирский лайнер “Равалпинди“ в районе к юго-востоку от Исландии, а в июне 1940 года во время эвакуации войск из Норвегии он расстрелял артиллерийским огнём и утопил английский авианосец “Глориес“ и два эскадренных миноносца “Акаста“ и “Ардент”, в результате чего погибло 1500 человек. В 1941 году во время своих рейдов в Атлантику он потопил 22 транспорта общим тоннажом 116.000 тонн.
Когда гроссадмирал Дениц, находившийся в своём Главном штабе ВМС в Берлине, узнал о начале движения очередного, четвертого конвоя JW-55B, он немедленно доложил Гитлеру о своём намерении направить “Шарнхорст” вместе с пятью сопровождающими эскадренными миноносцами оперативной эскадры на перехват и разгром конвоя. Он понимал, что с наступлением полярной ночи изменятся условия ведения боевых операций на море. Так, например, британские эсминцы будут использовать круглосуточную темноту для более частого проведения торпедных атак. Англичанам будут благоприятствовать и более тяжёлые погодные условия. Сильные зимние штормы, метели, холод и сильное волнение моря существенно затруднят использование подводных лодок и самолетов воздушной разведки для контроля за движением конвоев.
Дениц был также обеспокоен наличием на кораблях Британского флота РЛС, имеющих большую, чем у немцев дальность обнаружения цели, что имело исключительно большое значение при ведении боевых действий в условиях полярной ночи.
Кроме того, вице-адмирал Оскар Кумметц, командовавший оперативной эскадрой кораблей в Альтенфиорде, был отправлен в продолжительный отпуск по болезни и передал свои обязанности командующему флотилии эсминцев контр-адмиралу Эриху Бею по кличке “Ахмед-бей”. Этот адмирал был без сомнения человеком опытным и храбрым, но его практическая деятельность была сопряжена в основном с боевым использованием эскадренных миноносцев, а его оптимизм, связанный с верой в счастливое везение, и крутой характер не позволяли судить о нем как о выдающемся адмирале своего времени.

Выход конвоев JW-55B и RA-55A
Вложение:
Вице-адмирал Р.Барнетт.jpg
Вице-адмирал Р.Барнетт.jpg [ 43.81 КБ | Просмотров: 5242 ]

20 декабря конвой JW-55B, состоящий из 19 транспортов и эскортируемый 10 эсминцами, вышел из залива Лох-Ю и взял курс на северо-восток. В то же время двумя днями позже обратный конвой RA-55A вышел из Кольского залива. Он состоял из 22 транспортов в сопровождении эскорта, состоящего из крейсеров “Норфолк”, “Шеффилд”, “Белфаст” и 8 эсминцев. Эскортом командовал вице-адмирал Роберт Барнетт.
Чтобы перехватить и поймать в ловушку “Шарнхорст”, который по данным британской разведки готовился выйти в море на разгром конвоев, адмирал Фрэзер в составе своей эскадры кораблей дальнего прикрытия взял курс не север, стараясь держаться скрытно и как можно ближе к идущему на северо-восток конвою JW-55B. Тем временем немецкий самолет-разведчик обнаружил идущий конвой и сообщил его курс, скорость, походный ордер и состав ближнего охранения. Эскадру Фрэзера он не увидел.
К полудню 24 декабря конвой находился между островами Ян-Майен и Медвежий в 400 милях на северо-восток от эскадры адмирала Фрэзера. В это время, однако, резко изменилась погода, и скорость движения конвоя существенно уменьшилась.
Адмирал Фрэзер, кроме того, был весьма озабочен тем, что если немцы в ближайшее время начнут атаку конвоя силами своих надводных кораблей, то его эскадра сможет оказаться слишком далеко, чтобы оказать требуемую защиту конвою. Кроме того, эскортные силы вице-адмирала Барнетта, прикрывающие обратный конвой RA-55A, идущий из России, также были далеко на востоке.
Чтобы создать более благоприятную обстановку для перехвата “Шарнхорста”, Фрэзер принял неординарное решение и, нарушив режим радиомолчания, приказал командиру эскорта JW-55B сбавить ход до малого на 3 часа, в то время как его эскадра увеличила скорость движения с 15 до 19 узлов.
На утро 26-го декабря Фрэзеру стало ясно, какой из двух конвоев будет подвергнут атаке немецких кораблей, поскольку только один из них, а именно, конвой JW-55B, был обнаружен самолётом-разедчиком и подводной лодкой противника. Поэтому он принял решение усилить эскортные силы этого конвоя и, вновь нарушив радиомолчание, приказал Барнетту передать на JW-55В четыре эскадренных миноносца, а конвою RA-55A изменить курс и идти прямо на север. Таким образом, корабельный состав эскорта конвоя JW-55B увеличился до 14 эсминцев. Это была уже целая боевая флотилия, способная нанести серьезный урон даже такому тяжёлому кораблю как “Шарнхорст“.
Тем временем немецкая служба радиоперехвата не сумела засечь эти две передачи адмирала Фрэзера, и гроссадмирал Дениц не имел ни малейшего представления о том, что английский линкор ”Дьюк оф Йорк” находится в море и направляется на перехват “Шарнхорста”. При оценке обстановки Дениц пришел к заключению, что наиболее удобной целью для удара будет конвой, идущий на восток. Район, через который он должен будет проходить был в непосредственной близости от Альтенфиорда. При этом он учитывал и то, что британские крейсера и эсминцы по своей огневой мощи значительно уступали 32.000 тонному линейному крейсеру с его 9-ю дальнобойными 11-ти дюймовыми орудиями главного калибра.

Выход в море немецкой оперативной эскадры.
Вложение:
Схема 1.jpg
Схема 1.jpg [ 101.41 КБ | Просмотров: 5242 ]

25 декабря в 16.00 контр-адмирал Эрих Бей со своим штабом прибыл на борт “Шарнхорста”, и вся немецкая оперативная эскадра, осторожно пройдя все узкости Альтенфиорда, вышла в море и двинулась курсом на север со скоростью 25 узлов.
Однако оптимизм и энтузиазм Деница перед началом операции был охлаждён Шнивиндом - командующим ”Группы Север”, который высказал свои опасения в связи с неблагоприятной погодной обстановкой и отсутствием достаточно достоверных разведданных о конвоях и силах их прикрытия.
Истиной причиной принятия решения на выход кораблей эскадры во главе со “Шарнхорстом” могло быть не только намерение разгромить конвой и не допустить поставку грузов в Россию, но и огромное желание Деница поднять свой авторитет в глазах Гитлера за счёт быстрой и легкой победы над противником. Однако, в последний момент у Деница появились некоторые опасения за ход операции и, хотя Бей получил соответствующее разрешение на самостоятельное проведение поиска и разгрома конвоя, тем не менее непосредственно перед выходом в море он получил от командования “Группы Север” шифровку об ограничении своих полномочий. Ему было, во-первых, разрешено проводить концентрированную атаку на конвой только при благоприятных погодных условиях и хорошей видимости и, во-вторых, не вступать в бой, если он столкнётся с превосходящими силами противника или у него возникнут сомнения в успехе боевой операции. Однако сам Бей не сомневался в её успехе. Он был решительным человеком и как командующий всегда требовал самостоятельных решений от своих офицеров. Он не одобрял ограничивающих приказов Гитлера, отдаваемых в последнюю минуту, и ему казалось странной и необычной та нерешительность и колебания, которые проявил Дениц в этой ситуации.
Несмотря на ненастную погоду “Шарнхорст“ шёл прямым курсом на север, преодолевая сильное волнение моря и западный штормовой ветер. В этих условиях особенно тяжело было сопровождающим линейный корабль эсминцам, бортовая качка которых из-за установленных на верхней палубе тяжёлых орудий была очень опасной. К счастью для англичан Бей сделал свою первую ошибку, когда в полночь на 26 декабря он нарушил режим радиомолчания, чтобы доложить командованию “Группы Север”, что в виду очень тяжелых погодных условий боевые действия эскадренных миноносцев практически невозможны. В ответ на эту радиограмму он получил разрешение проводить боевую операцию силами одного линкора без поддержки эсминцев.
Обе эти радиограммы были перехвачены английской службой радиоперехвата и немедленно переданы адмиралу Фрэзеру на “Дьюк оф Йорк“. Наконец, утром в 03.19 он получил долгожданную шифровку :
“Адмиралтейство подтверждает нахожение “Шарнхорста“ в море”. Предчувствия Фрэзера оправдались.
Получив сообщение о выходе “Шарнхорста” в море, командующий Северным флотом вице-адмирал Головко утром 26 декабря направил подводные лодки Л-20 и К-21 в район Альтенфиорда с целью перехвата немецкого крейсера. Сразу после выхода в море командир подводной лодки “Лунин собрал офицерский состав, - вспоминает бывший командир группы движения ПЛ К-21 К. Сергеев, - и объявил боевую задачу: мы должны перехватить и атаковать фашистский линкор “Шарнхорст”… 27 декабря в 08.32 мы подошли к указанной штабом точке и погрузились. Поиски ни к чему не привели. Мы опоздали. “Шарнхорст” был уже потоплен”.

Расположение английских и немецких сил.
Вложение:
Схема 2 ( Ш)(.jpg
Схема 2 ( Ш)(.jpg [ 64.83 КБ | Просмотров: 5242 ]

Итак, на 04.00 26 декабря положение английских и немецких сил было следующее :
1. Эскадра адмирала Фрэзера направляется на восток со скоростью 24 узла и находится в 200 милях к юго-западу от конвоя JW-55B с целью выйти на перехват “Шарнхорста” в случае его возвращения в Альтенфиорд.
2. Крейсерская группа вице-адмирала Барнетта двигается на запад, находясь в 150 милях к востоку от конвоя JW-55B, идущего на восток и следует со скоростью 18 узлов.
3. Обратный конвой RA-55A, шедший из Мурманска, находится в 200 милях к западу от острова Медвежий и движется со скоростью 8 узлов.
4. Конвой JW-55B, направляющийся в Мурманск, находится в 50 милях к югу от острова Медвежий и движется со скоростью 8 узлов.
5. Оперативная эскадра немцев во главе с “Шарнхорстом“ находится в 100 милях юго-восточнее конвоя JW-55B и движется на север со скоростью 25 узлов.
26 декабря между 04.00 и 06.00 утра адмирал Фрэзер дважды нарушил режим радиомолчания; первый раз, чтобы уточнить место нахождения крейсеркой группы Барнетта, и второй раз, – чтобы дать указание конвою JW-55B взять курс на северо-восток, с целью создать немецкому линкору дополнительные трудности в его поиске конвоя, а также увеличить свои шансы на перехват “Шарнхорста“ при его возвращении в Альтенфиорд. И снова немцам не удалось перехватить эти радио-переговоры Фрэзера.
Теперь, когда английский адмирал знал точное расположение не только всех своих сил, но и сил противника, решение задачи по перехвату “Щарнхорста” существенно облегчалось.
Командующий немецкой оперативной эскадрой контр-адмирал Бей оказался в это время в весьма трудном положении, поскольку сообщения, которые он получал от службы немецкой разведки были запоздалыми и недостаточно проверенными. Так в одном из них с опозданием на сутки сообщалось, что в районе нахождения конвоя радиусом более 50 миль не наблюдается никаких других британских кораблей.
Затем Бей совершил свою вторую серьезную ошибку. В 07.00, полагая , что он находится на близком расстоянии от конвоя и достаточном для нанесения по нему удара, Бей развернул “Шарнхорст” на обратный курс и приказал своим эсминцам рассредоточиться с целью начать поиск конвоя в западном направлении. Это означало, что ударная сила флотилии эсминцев сопровождения была раздроблена, и они должны были теперь двигаться в штормовом море против ветра, что снизило их скорость до 10 узлов.
Однако хуже всего было то, что Бей в 08.20 вновь изменил свой курс и пошёл на север, не поставив об этом в известность свои миноносцы. В результате он, имея ход 25 узлов, оказался на контр-курсах с крейсерской группой Барнетта, которая шла с такой же скоростью. Таким образом расстояние между противниками сокращалось на 50 миль за каждый час. В 08.36 на экранах РЛ станций “Норфолка” и “Белфаста” было замечено появление одиночного корабля на расстоянии 17 миль, идущего с северо-северо-запада. Это был “Шарнхорст”, замеченный в 09.21 визуально наблюдателями крейсера “Шеффилд“ с расстояния 6,5 миль. Через 3 минуты крейсер “Белфаст“ дал залп осветительными снарядами, чтобы высветить немецкий линкор в сумерках полярной ночи.

Начало боя у мыса Нордкап ( Первая фаза ).

В 09.29, когда крейсера Барнетта открыли артиллерийский огонь по немецкому линкору, началось морское сражение, известное как “Бой у мыса Нордкап”. При первых же залпах три 8-ми дюймовых снаряда с крейсера “Норфолк” поразили “Шарнхорст”. Один из них разбил его главную носовую антенну РЛС, второй – вызвал пожар на нижней палубе, а третий, не разорвавшись, - пробил верхнюю палубу. Немецкий линкор, захваченный врасплох, начал разворот на юго-восток. Его основной задачей было найти и разгромить конвой, и поэтому он старался уклониться от артиллерийской дуэли с английскими крейсерами.
Оторвавшись от английских крейсеров, “Шарнхорст” вновь повернул на север в попытке найти конвой JW-55B. Предвидя такой маневр противника, Барнетт направил свои крейсера в район между конвоем и курсом движения “Шарнхорста”. Бей мог бы, конечно, использовать своё преимущество в огневой мощи и вступить в артиллерийскую дуэль с англичанами, но он оказался в данный момент без своих эсминцев, которые ушли на запад в поисках конвоя.
Оставалось полчаса до полудня, а Бей так и не смог обнаружить конвой. Поэтому после полудня оп вновь решил рассредоточить свои эсминцы и приказал им продолжить поиск конвоя. Это означало, что эсминцы должны были вновь повернуть на запад и идти вразрез тяжёлой волне при встречном ветре.
Сразу после полудня радио-локаторщики крейсера “Белфаст” вновь увидели “Шарнхорст” на своих экранах, который находился на дистанции 15 миль, и к 12.20, когда расстояние до цели сократилось до 5 миль, все крейсера Барнетта были готовы открыть артиллерийский огонь. В этот момент немецкий линкор сделал поворот, чтобы избежать торпедной атаки британских эсминцев. Тем не менее крейсера Барнетта открыли огонь и началась артиллерийская дуэль, в ходе которой “Норфолк” получил серьёзные повреждения. Один снаряд главного калибра с ”Шарнхорста” разрушил его носовую артиллерийскую башню, а второй – разбил все радио-локационные антенны за исключением одной.
Превосходство “Шарнхорста” в скорости хода дало ему возможность выйти из боя и оторваться от преследовавших его английских крейсеров. Тем не менее вице-адмирал Барнетт продолжал погоню.

Вторая фаза боя

Бей был очень обеспокоен тем, что английские корабли имели весьма эффективные РЛС, что дало им возможность дважды в полной темноте и при штормовой погоде первыми обнаружить “Шарнхорст” и открыть огонь. В свете первоначальных указаний командования “Группы Север” на подвергать свой линкор необоснованному риску, Бей решил полностью оторваться от крейсеров Барнетта, увеличил ход до 28 узлов и взял курс на юго-восток, чтобы быстрее укрыться в “родном” Альтенфиорде. Однако, сам того не ведая, он выбрал курс, который вёл его прямо под прицельный огонь орудий главного калибра линкора “Дьюк оф Йорк” и крейсера “Ямайка”, идущих с запада.
Тремя часами ранее немецкий самолёт-разведчик доложил в штаб Группы Люфтваффе на Лафотенских островах, что наблюдал на экране своей РЛС один большой корабль и несколько небольших судов, идущих на восток. Но летчик, однако, не сумел опознать в большом корабле английский линкор. Это сообщение Бей получил только после 13.00 и даже не обратил внимания на указание о большом корабле. Если бы он догадался, что это была эскадра адмирала Фрэзера, идущая на его перехват, он тогда мог бы определить вероятную точку встречи и выбрал бы соответствующую тактику действий. И не подозревая об опасности, он продолжал оставаться на курсе, ведущем в Альтенфиорд.
Тем временем его эсминцы, не взирая на шторм, продолжали вести поиск конвоя. Около 13.00 они прошли совсем рядом с конвоем - на расстоянии лишь 9-ти миль и не заметили его. Через час Бей приказал своим эсминцам прекратить поиск. Минутой позже они получили сигнал: ”Вернуться в базу самостоятельно”. Это было приказание, о котором Бей, вероятно, в последствии горько сожалел.
После полудня вся крейсерская группа Барнетта в составе трех крейсеров “Шеффилд”, “Норфолк”, “Белфаст” и четырех сопровождающих эсминцев продолжала преследовать “Шарнхорст”, сохраняя постоянную связь с адмиралом Фрэзером на борту “Дьюк оф Йорк”. Немецкий линкор теперь сам шёл в ловушку, которую ему расставил Фрэзер и которая уже давно была отрепетирована совместно с крейсером “Ямайка”.
В 16.17 радио-локационная станция линкора “Дьюк оф Йорк” обнаружила ”Шарнхорст” на расстоянии 22 мили, в то время как Бей даже и не подозревал о грозящей ему опасности. К 16.32 расстояние между кораблями сократилось до 14 миль. Через 13 минут “Дьюк оф Йорк” развернулся вправо, чтобы иметь противника на траверзе и обеспечить залповую стрельбу всеми орудиями главного калибра, а “Белфаст” дал залп осветительными снарядами, чтобы высветить “Шарнхорст”. В освещенных снарядами сумерках можно было заметить, что стволы всех его 11-ти дюймовых орудий стоят параллельно диаметральной плоскости корабля, что было явным свидетельством того, что Бей не имел никакого представления о приближении английского линкора.

Последняя фаза боя
Вложение:
Схема 3 (Ш).jpg
Схема 3 (Ш).jpg [ 68.13 КБ | Просмотров: 5242 ]

В 16.50 началась последняя фаза этого боя у мыса Нордкап, когда все 10 орудий главного калибра линкора “Дьюк оф Йорк” и 12 шестидюймовых орудий крейсера “Ямайка” обрушили шквал огня на немецкий линкор и нанесли ему в итоге фатальные повреждения. С началом обстрела Бей сделал поворот влево, но затем, опасаясь огня с “Норфолка” и “Белфаста”, которые шли у него по левому борту, он вновь отвернул вправо. Оправившись от первоначального шока, “Шарнхорст” дал ответный залп из своих 11-ти дюймовых орудий, который вызвал ряд повреждений на английском линкоре. Битва теперь представляла собой бой на ходу, когда “Шарнхорст” постоянно делал повороты, чтобы обеспечить бортовой залп по своим преследователям. Постепенно немецкий линкор, имея преимущество в скорости хода, начал отрываться от кораблей английской эскадры, и уже стало казаться, что он может полностью уйти от своих преследователей.
Во время этой артиллерийской дуэли обе мачты на линкоре “Дьюк оф Йорк” были повреждены снарядами “Шарнхорста”, которые, к счастью, не взорвались, но один из них всё-таки повредил кабель РЛ антенны системы управления артиллерийским огнём и она вышла из строя. Однако, лейтенант Байтс - офицер радиотехнической службы, сумел забраться на обледеневшую мачту и соединить концы поврежденного кабеля, в результате чего работа системы управления огнём была восстановлена.
Расстояние между обоими линейными кораблями противников все время увеличивалось и траектория снарядов, летящих из орудий “Дьюк оф Йорка” становилась всё круче и круче. В результате снаряды стали пробивать настил верхней палубы немецкого крейсера, которая имела толщину брони всего 6 дюймов. (Для сравнения заметим, что бортовая броня у него была 12 дм., а броня орудийных башен – 20 дм.)
В 18.00 снаряды английского линкора стали ложиться точно в цель и разбили, в конце концов, одну из носовых орудийных башен главного калибра “Шарнхорста”, а попадание одного их них в котельное отделение было причиной огромных разрушений и снижения скорости хода. Через несколько минут “Шарнхорст” получил еще и бортовую пробоину чуть выше ватерлинии. Оказавшись в таком бедственном положении, Эрих Бей послал отчаянную радиограмму в Главный штаб ВМС в Берлине: “Мы будем сражаться до последнего снаряда. «Шарнхорст» всегда идёт только вперед !“
В этот момент эскадренные миноносцы Барнетта “Сэвейдж”, “Самарез”, “Скорпион” и норвежский “Сторд” обошли ”Шарнхорст” с обоих бортов, приблизившись на расстояние около 1,7 мили, и продолжили движение под сильным артогнём с целью провести торпедную атаку на немецкий линкор. В ходе этой атаки 5 торпед попали в цель и взорвались внутри корпуса.
К 19.00 “Дьюк оф Йорк” и “Ямайка” сблизились с “Шарнхорстом” на расстояние 5 миль и дали залп из своих орудий. Несколько попавших снарядов взорвались внутри корабля и были причиной большого пожара. Вскоре “Шарнхорст” прекратил ответный огонь. Разбитый многими взрывами от снарядов и торпед он превратился в плавающую неподвижную мишень. Но, несмотря на это, немецкие артиллеристы продолжали вести ответный огонь из своих многочисленных орудий малого калибра. В 19.20 английские крейсера “Ямайка” и “Белфаст” в ходе очередной торпедной атаки выпустили по “Шарнхорсту” шесть торпед. В итоге “Шарнхорст” так сильно накренился, что замолчали все его орудия. Английские корабли выпустили в ходе боя 55 торпед, из которых 11 – попали в цель.
В 19 часов 45 минут 26-го декабря 1943 года линейный корабль “Шарнхорст” начал погружаться носом, а затем перевернулся через правый борт вверх килём и исчез под водой. Из экипажа в составе 1765 человек англичане подобрали из воды лишь 36 матросов и унтер-офицеров.
Адмирал Фрэзер немедленно выслал сообщение на имя Первого морского лорда Адмирала сэра Эндрю Каннингхэма: “ШАРНХОРСТ потоплен” и в 21.53 получил ответ: “Великолепно сработано. Молодец ”.
Если учитывать всё: и ограничения, наложенные на Э.Бея, и отсутствие у него точной информации о положении английских кораблей, и его ошибки при отправке своих эсминцев на поиск конвоя, а также малую (по сравнению с английской) дальность обнаружения кораблей противника с помощью РЛС, то можно сказать, что “Шарнхорст” с самого начала этой операции был обречён. С другой стороны, заслуживает быть отмеченным блестящее проведение всей операции командующими эскадрой и крейсерской группой, Фрезером и Барнеттом, чёткое взаимодействие боевых кораблей в ходе боя, а также решительность и храбрость, проявленную всеми офицерами, унтер-офицерами и матросами.

Прощальный заход Фрэзера в Кольский залив

С утра 27 декабря, на следующий день после потопления “Шарнхорста”, эскадра Фрезера и крейсерская группа Барнетта пришли в Кольский залив. На борту линкора “Дьюк оф Йорк” вице-адмирал Головко и глава британской военно-морской миссии в Полярном контр-адмирал Арчер поздравили адмирала Фрэзера с победой.
Вложение:
Головко и Фрэзер. doc.jpg
Головко и Фрэзер. doc.jpg [ 53.53 КБ | Просмотров: 5242 ]

Арсений Григорьевич Головко за время боя у мыса Нордкап сделал максимум возможного, чтобы помочь англичанам. Он направил две подводные лодки на перехват ”Шарнхорста”, объявил боевую готовность №1 бригаде надводных кораблей и авиационным полкам дальней бомбардировочной авиации.
28 декабря в 18.00, приняв 10.000 тонн топлива, объединенная эскадра Фрэзера и вышли из Кольского залива и направились в свою базу, в Скапа Флоу.

Краткие итоги

2 января 1944 года, через неделю после гибели “Шарнхорста”, Дениц был приглашён в ставку Гитлера для объяснений по поводу гибели линкора. Следует вспомнить, что Гитлер согласился на выход “Шарнхорста” по настойчивой рекомендации Деница и только в том случае, если будет твёрдая гарантия безопасности такого выхода. Эта встреча была для Деница очень унизительной. Потеря одного из немногих оставшихся в строю тяжелых кораблей была тяжёлым ударом по военно-морской мощи Германии и подорвала моральный дух личного состава военно-морских сил.
В результате отсутствия боеспособных тяжелых кораблей угроза движению конвоев со стороны немецких надводных кораблей была ликвидирована. За два последних года войны ими не было потоплено ни одного транспорта или военного корабля конвоев. Угроза же со стороны подводных лодок и авиации продолжала сохраняться. Так, в 36 конвоях 1944-1945 годов союзники потеряли 12 транспортов и 7 кораблей от атак подводных лодок (и лишь один транспорт от авиации).
Несмотря на это, снабжение Красной Армии военно-стратегическими материалами приняло более стабильный и регулярный характер, поскольку противолодочные силы союзников существенно окрепли. Так, за последние полтора года войны им удалось потопить 26 немецких подводных лодок, то есть в три раза больше, чем за три первых года 1941-43, когда было потоплено лишь 8 единиц.
За победу у мыса Нордкап адмирал Фрэзер был награждён орденом «Рыцарь Британской империи», и ему был присвоен титул «Лорд мыса Нордкап».
Советское правительство наградило адмирала Фрэзера, вице-адмирала Барнетта орденами Суворова 1-ой степени, а многих английских моряков советскими орденами и медалями за большой вклад в дело совместной борьбы против общего врага. Еще живы многие российские и британские ветераны, которые были участниками и свидетелями совместных боевых действий Королевских ВМС Британии и Советского Военно-морского флота. Боевая дружба, которая родилась в те тяжёлые годы войны, согревает и поныне сердца ветеранов Северных Конвоев наших стран.

Санкт-Петербург. Ветеран ВОВ, профессор,
27 декабря Капитан 1-го ранга в отставке
2003 года. А.Уваров.
Перечень иллюстраций :

1.Встреча вице-адмирала Головко с адмиралом Фрэзером.
2.Адмирал Фрэзер.
3. Вице-адмирал Барнетт.
4. Линкор “Шарнхорст”.
5. Схема 1. Общая схема движения сил.
6. Схема 2. Выход “Шарнхорста”.
7. Схема 3. Движение сил в бою.

Использованная литература:

1. Братство Северных Конвоев. 334 стр. Сев-Зап. книжное изд-во. Архангельск. 1991 г.
2. А.Г.Головко. Вместе с флотом. 285 стр. Воениздат. М. 1979 г.
3. К.М.Сергеев. Лунин атакует “Тирпиц”. 230 стр. СПМБМ Малахит. 1999 г.
4. Frank Pearce. Running the gauntlet. 256 pp. Fontana. 1989.
5. Richard Woodman. The Arctic Convoys 1941-1945. 532 pp. John Murray. 1996.
6. B.B.Schofield. Arctic Convoys. 199 pp. Redwood. 1977.
7. Paul Kemp. The Russian Convoys 1941-1945. 64 pp. Arms and armour press. 1987.


Вложения:
Головко и Фрэзер. doc.tif
Головко и Фрэзер. doc.tif [ 167.48 КБ | Просмотров: 5277 ]
Вице-адмирал Р.Барнетт.tif
Вице-адмирал Р.Барнетт.tif [ 351.82 КБ | Просмотров: 5277 ]
Адмирал Фрэзер.tif
Адмирал Фрэзер.tif [ 385.78 КБ | Просмотров: 5277 ]
Схема 3 (Ш).tif
Схема 3 (Ш).tif [ 1.06 МБ | Просмотров: 5277 ]
Схема 2 ( Ш)(.tif
Схема 2 ( Ш)(.tif [ 1.06 МБ | Просмотров: 5277 ]
Схема 1. doc.tif
Схема 1. doc.tif [ 121.7 КБ | Просмотров: 5277 ]

_________________
Пишите предложения по формату и наполнению сайта. Предлагайте темы.
Пожаловаться на это сообщение
Вернуться к началу
  Отправить личное сообщение  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: 18 янв 2014, 02:25 
Не в сети
Администратор

Зарегистрирован: 25 май 2012, 14:09
Сообщения: 182
Послесловие к статье "Потопление немецкого линкора "Шарнхорст"

ХРОНИКА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
СОВЕТСКОГО СОЮЗА
НА СЕВЕРНОМ МОРСКОМ ТЕАТРЕ
Выпуск 5
(С 1 ИЮЛЯ ПО 31 ДЕКАБРЯ 1943 г.)
ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО
МИНИСТЕРСТВА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СОЮЗА ССР
Москва 1949
24 ДЕКАБРЯ.
……В течение 26 декабря Северным флотом были проведены следующие мероприятия по обеспечению конвоя JW-55-B.
С 10 ч. 14 м. до 15 ч. 30 м. самолет «Бостон» вылетал на разведку в район нахождения англо-американского конвоя на расстояние 400 миль от Кольского залива, дошел до точки ш 74°00' норд, д 21°30' ост, но никаких кораблей в море не обнаружил.
С 12 ч. 02 м. до 14 ч. 20 м. два самолета МБР-2 производили поиск неприятельских подводных лодок в районе к северу от острова Нокуев; противник не был обнаружен.
Пять самолетов «Бостон» с торпедами переводились на готовность № 1 для удара по «Шарнхорсту»; вылета они не произвели из-за наступления темного времени суток. Восемь самолетов «Бостон» с торпедами и 20 бомбардировщиков готовились к нанесению удара по «Шарнхорсту» в светлое время 27 декабря. (Дело ШТ 6129, л 21 об.; дело 8146, л. 56.)
Эскадренные миноносцы «Громкий», «Разумный», «Разъяренный» и «Куйбышев» в связи с обнаружением «Шарнхорста» были приведены в готовность к выходу в море.
Для перехвата возвращавшегося в фьорды Норвегии немецкого линейного корабля были высланы из Кольского залива в море подводные лодки: в 16 ч. 25 м. — «К-21» и в 18 ч. 05 м. — «С-102»; лодки должны были в дальнейшем действовать на коммуникациях противника: «К-21» — в районе острова Серей, а «С-102» — в районе Танафьорда. (Дело 8146, л. 56; дело 9198, л. 1; дело 9322, л. 1.)
Подводная лодка «Л-20», находившаяся на позиции в районе Нордкап — Нордкин, в течение суток получила по радио следующие приказания и сообщения. В 19 ч. 23 м. лодка была оповещена о том, что «Шарнхорст» в 11 ч. 55 м. в ш 73°27' норд, д 22°47' ост, следуя курсом 40°, ведет бой с тремя английскими крейсерами. Лодке было приказано немедленно перейти в квадрат, ограниченный координатами ш 70°47' норд, д 22°50' ост; ш71°32' норд, д 22°50'ост; ш 71°52' норд, д 24°58' ост; ш 71°07' норд, д 25°20' ост, — с задачей перехвата и атаки тяжелых кораблей противника. В 20 ч. 15м. «Л-20» пришла в назначенный квадрат, и командир лодки принял решение крейсировать перед входом в Хаммерфест.
В 20 ч. 20 м. «Л-20» получила приказание командующего флотом — к 8 ч. 00 м. 27 декабря занять восточную часть позиции № 3, ограниченную координатами: ш 71°04' норд, д 24°00' ост; ш 71°42' норд, д 23050' ост; ш 71°52' норд, д 24°58' ост; ш 71°07' норд, д 25°20' ост.
При этом было указано, что западную часть данной позиции займет к этому времени подводная лодка «К-21», вышедшая из базы, а позицию в районе Нордкап — Нордкин — подводная лодка «С-102».
В 20 ч. 25 м. «Л-20» получила оповещение о том, что «Шарнхорст» в 17 ч. 00 м. находился в ш 73°13' норд, д 24°53' ост и шел курсом 155° 28-узловым ходом. В 21 ч. 00 м. «Л-20» получила оповещение о том, что, по данным англичан, в 19 ч. 00 м. английский линейный корабль обнаружил «Шарнхорст» приблизительно в ш 72°20' норд, д 26°20' ост.
В 22 ч. 05 м., дополнительно к предыдущему радио, было дано оповещение подводным лодкам «К-21» и «С-102» о том, что английский линейный корабль «Дьюк-ов-Йсрк» в 20 ч. 40 м. вступил в бой с «Шарнхорстом» и, в случае получения повреждения, может пойти кратчайшим путем в Кольский залив; поэтому подводным лодкам было приказано до прихода на позиции атаковать встречные корабли только при полной уверенности, что это корабли противника. В 22 ч. 25 м. было дано оповещение о повороте в 21 ч. 00 м. «Шарнхорста» на курс вест в ш 72°30' норд, д 28°20' ост. Командир подводной лодки «Л-20» решил перейти в западную часть позиции № 3 и находиться на пути следования немецкого корабля в Хаммерфест.
В 23 ч. 06 м. подводные лодки получили оповещение о том, что «Шарнхорст» в результате боя с английскими кораблями в ш 72°30' норд, д 28°20' ост получил повреждение и остановил движение.
В 23 ч. 15 м. подводные лодки «К-21», «С-102» и «Л-20» были оповещены, что, по сообщению англичан, «Шарнхорст» потоплен. (Дело ШТ 6129, л. 4, 9, 18, 19, 24; дело 9197, д. 9 об.)
Подводная лодка «Л-20» в 24 ч. 00 м. находилась в точке ш 71°51',5 норд, д 24°22' ост. (Дело 9197, л. 9 об.)

_________________
Пишите предложения по формату и наполнению сайта. Предлагайте темы.


Пожаловаться на это сообщение
Вернуться к началу
  Отправить личное сообщение  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 

Часовой пояс: UTC + 4 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы можете начинать темы
Вы можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB