moov-vmf.ru

Общественная организация ветеранов флота
Текущее время: 20 ноя 2018, 21:49

Часовой пояс: UTC + 4 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: А.Г. Уваров По пути конвоя "Дервиш"
СообщениеДобавлено: 24 окт 2015, 00:18 
Не в сети
Администратор

Зарегистрирован: 25 май 2012, 14:09
Сообщения: 186
Уваров А.Г.
К 74-летию прихода в СССР первого союзного конвоя


По пути конвоя «Дервиш» ( Операция «Дервиш-91»)
Вложение:
Комментарий к файлу: А.Г. Уваров на "Свири"
Уваров А.Г. Дервиш ГС СВИРЬ.jpg
Уваров А.Г. Дервиш ГС СВИРЬ.jpg [ 629.42 КБ | Просмотров: 2496 ]
Фото автора на фоне эсминца "Гремящий".

Все фотографии принадлежать автору статьи, за исключением фото кораблей.

Дервиш, или нищенствующий мусульманский монах… Это имя стало в августе 1941 года кодовым названием первого союзного конвоя PQ-О, вышедшего 21.08 из Хваль-фиорда (Исландия) в Архангельск. В составе конвоя было шесть транспортов и один танкер. Его переход в ближнем охранении обеспечивался корветами ПЛО, эсминцами и тральщиками общей численностью девять единиц. Дальнее прикрытие, конвоя осуществлялось авианосцем «Викториес», двумя крейсерами и тремя эсминцами. Конвой без потерь прошел весь путь до устья Белого моря. К западу от мыса Канин Нос его встретили эсминцы Северного флота «Грозный», «Урицкий» и «Куйбышев». На следующий день, 31 августа, конвой благополучно прибыл в Архангельск на Бакарицу.
Транспорты конвоя доставили 10 тысяч тонн каучука; 3800 глубинных бомб и магнитных мин, 15 самолётов-истребителей «Харрикейн», олово, шерстяные ткани, 1500 тонн солдатских ботинок. и много другого необходимого снаряжения. На судах конвоя и кораблях охранения прибыли 534 человека – английские летчики и технический персонал.
Этот первый конвой и положил начало исторической операции по доставке военного снаряжения, цветных металлов, промышленного оборудования, горюче-смазочных материалов, станков, продовольствия и других, грузов, в которых крайне нуждалась наша страна, – операции, получившей в дальнейшем неофициальное название Северные конвои.
За годы войны с 1941 но 1945 по трассе Северных конвоев было доставлено в Архангельск, Молотовск и Мурманск 3,7 млн тонн грузов, что составило 24,2 процента от общего количества грузов, переданных в СССР союзниками по войне по ленд-лизу. При этом нужно отметить, что в первый год войны других путей доставки грузов в СССР не существовало.
40 конвоев пришло в Россию, 35 конвоев – в Великобританию. В порты назначения прибыло 720 и 680 транспортов соответственно. На переходах в конвоях противником было потоплено 87 судов. Общее количество судов, потерянных в ходе всех операций по транспортировке грузов, составило 104 единицы.
И вот наступил 1991 год – 50-летняя годовщина прибытия первого конвоя «Дервиш» в Россию. Руководство страны на заре перестройки решило приподнять «железный занавес» и дать возможность нашим гражданам открыто выразить свои теплые чувства признательности морякам союзных конвоев, которые, рискуя жизнью, доставляли нам грузы в тяжелое лихолетье войны.
Подготовка к празднованию 50-летня Северных конвоев началась в начале 1991 года. С этой целью был создан Всесоюзный организационный комитет (ВОК) под руководством заместителя министра Морского флота СССР Ю.А. Михайлова. В комитет вошли заместитель ГК ВМФ – вице-адмирал А.А. Кузьмин, начальник Северного Морского пароходства А.Н. Гагарин; представитель неправительственного Международного фонда «Вечная память солдатам», председатель Архангельского горисполкома А.П. Коровин и другие. Опираясь на большую поддержку и помощь со стороны командования ВМФ, ПВО и КСФ, а также властей городов Мурманска, Архангельска, Северодвинска и спонсоров, Комитет выполнил неслыханно большую работу по подготовке и проведению юбилейного празднования под названием «Дервиш-91».
Для участия в празднике были приглашены около 1000 советских ветеранов-конвойщиков, около 200 участников плавании в конвоях из Англии, США, Канады, Норвегии, Франции и Польши. Решены вопросы бесплатного питания и размещения всех гостей. Командование КСФ разработало план общефлотского учения по проводке конвоя «Дервиш-91» в Баренцевом море. Руководителем учения был назначен заместитель командующего КСФ вице-адмирал И.В. Касатонов. Северное морское пароходство подготовило караван из шести судов. Были согласованы все вопросы участия кораблей Британского Королевского флота в составе фрегата ПЛО «Лондон» и танкера «Тайдспринг» в совместных учениях с боевыми кораблями Северного флота. Была подготовлена выставка боевой техники, издан ряд книг и монографий по Северным конвоям, не говоря о многих других мероприятиях: открытие памятников, мемориальных досок, организация приемов, банкетов, пресс-конференций и т. д. и т. п. Только для концертов были приглашены вокально-инструментальный ансамбль КСФ «Морская душа», ансамбль песни и пляски КСФ, духовой оркестр штаба флота, а также другие самодеятельные ансамбли.
В качестве почётных коммодоров «Дервиша-91» были приглашены Президент СССР М.С. Горбачев, Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин, Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, Президент США Джордж Буш, премьер-министр Великобритании Джон Мейджер и премьер-министр Канады Брайен Мальруни.
Для освещения этого исторического события в средствах массовой информации были приглашены журналисты и телерепортеры из всех стран – участников празднования, включая Японию, а для трансляции теле- и радиопередач предполагалось использовать научно-исследовательский корабль «Космонавт Владимир Комаров» и космические спутники связи.
Вся эта огромная подготовительная работа тем не менее могла пойти насмарку, так как 19 августа в Москве, как известно, произошел так называемый путч. Однако ВОК и командование ВМФ, помня старые боевые традиции, решили, несмотря ни на что, провести празднование 50-летия «Дервиша». Тем не менее, британское министерство обороны попросило ЭМ «Окрыленный», вышедший на празднование дня Королевских ВМС в Плимуте, вернуться обратно в Североморск, а фрегат «Лондон», вместо того, чтобы следовать в Мурманск, 21 августа убыл в Розайт. Только 23 августа, когда известные события завершились, фрегат «Лондон» вышел в море и взял курс на Северодвинск. Однако только 26 августа в 17.45 командир фрегата кэптен Марк Стэнхоп получил окончательное «добро» на участие в операции «Дервиш-91», и он объявил команде по радио: «Учите русский, особенно, как попросить выпить и как расплатиться за это! Я надеюсь, что для всех вас это будет исторический, интересный и радостный визит».
Все ветераны Северных конвоев из союзных по войне стран не испытывали никаких колебаний из-за путча. 22 – 24 августа часть ветеранов прибыли в Мурманск, а другие – большая часть – в Архангельск. 25 августа для прибывших в Мурманск ветеранов была организована поездка в долину славы.
Это была первая встреча союзников после 46-летнего перерыва. Следует ли говорить, какие радостные чувства испытывали все участники этой встречи.
26 августа на борт госпитального судна «Свирь», которое стояло у одного из причалов эскадры кораблей КСФ, прибыли около 120 советских ветеранов Северных конвоев, журналисты, телерепортеры и одиннадцать английских ветеранов клуба «Русский конвой» во главе с председателем клуба Робертом Алланом. Наших ветеранов возглавляли председатель совета ветеранов КСФ адмирал В.М. Михайлин и его заместитель К.А. Любимов. Проводить ГС «Свирь» перед выходом в море прибыл командующий флотом адмирал Ф.Н. Громов. Ровно в 17.00 «Свирь» в сопровождении ЭМ «Гремящий» и «Расторопный», БПК «Смышленый», СКР «Громкий» и двух тральщиков, отошли от причалов Североморска. Корабли пошли на выход из Кольского залива и взяли курс на северо-запад в район Нордкап – о. Медвежий для встречи с судами каравана, фрегатом «Лондон» и танкером «Тайдспринг» для проведения первого совместного с 1945 года плавания и учения по проводке конвоя.
В этом учении на стороне «противника» предусматривалось участие двух подводных лодок, 7 тяжелых бомбардировщиков ТУ-16, 6 истребителей ПВО СУ-27, двух вертолётов КА-26 и двух гидросамолетов М-12.
Через час после выхода тральщики начали учебное траление фарватера, и проводку кораблей за тралами, а затем группа бомбардировщиков ТУ-16 произвела «налет» на «Свирь» и корабли охранения, сбросив серию дымящихся имитаторов авиационных бомб по бортам кораблей. Корабли охранения поставили дымовую завесу и отразили «атаку» артиллерийским огнем; Затем, ближе к вечеру, они начали расстрел плавающих мин.
27 августа в первой половине дня ГС «Свирь» и сопровождающие его корабли прибыли в район между о. Медвежий и мысом Нордкап, где произошла встреча с судами каравана и построение походного ордера. В состав каравана вошли сухогрузы «Шура Кольбер», «Зареченск», «Советский моряк», «Пионер Мурмана», «Андрей Иванов», спасатель «Мурманрыба», а также ГС «Свирь» и подошедший к вечеру танкер «Тайдспринг». Сформированный конвой взял курс на восток.
Вложение:
Pioner Murman.jpg
Pioner Murman.jpg [ 113.8 КБ | Просмотров: 2496 ]
Вложение:
2198150.jpg
2198150.jpg [ 431.98 КБ | Просмотров: 2496 ]
Вложение:
2198145.jpg
2198145.jpg [ 366.99 КБ | Просмотров: 2496 ]

Днём и вечером продолжались учения по преследованию подводных лодок «противника» и отражению «воздушных атак» бомбардировщиков ТУ-16 и истребителей СУ-27. Как отметил командир конвоя вице-адмирал И.В. Касатонов, «отражение атаки средств воздушного нападения «противника» с трех направлений проходило действенно и эффективно, с постановкой подвижных и неподвижных дымовых завес и с применением средств РЭВ». В 21.00 произошло радостное и волнующее событие – английский фрегат «Лондон» в сопровождении СКР «Громкий» догнал конвой и на полном ходу прошел вдоль правого борта ГС «Свирь». Моряки фрегата и ветераны на палубе «Свири» восторженно приветствовали друг друга. У многих англичан были слезы на глазах.
28 августа с утра учение было продолжено. В 08.00 подводная лодка, идущая на перископной глубине, произвела «торпедную атаку», на ГС «Свирь» и затем всплыла в надводное положение, чтобы поприветствовать корабли конвоя. В 11.00 командир английской группы кораблей командующий 1-й флотилией кораблей британского флота контр адмирал Брюс Ричардсон прибыл с ФР «Лондон» на борт СКР «Громкий» для встречи с вице-адмиралом И.В. Касатоновым. «Для меня большая честь представлять здесь офицеров и матросов Королевского флота Великобритании», – сказал он при встрече.
Вложение:
Svir-2009.JPG
Svir-2009.JPG [ 1.63 МБ | Просмотров: 2496 ]
Вложение:
046377.49..jpg
046377.49..jpg [ 758.55 КБ | Просмотров: 2496 ]

До обеда проходил облет конвоя истребителями СУ- 27, артиллерийская стрельба по воздушной цели (по «конусу») и отражение «атак» подводных лодок с применением РБУ.
В течение всех трех дней пребывания ГС «Свирь» в море на его верхней палубе, в каютах и в кают-компании проходили бесконечные теплые дружеские встречи, разговоры и обмен сувенирами между английскими и нашими ветеранами. Хороший буфет с разнообразными напитками помогал согревать их. На второй день похода адмирал В.М. Михайлин в кают-компании в торжественной обстановке всем одиннадцати членам клуба «Русский конвой» и многим нашим ветеранам вручил именные юбилейные знаки «50 лет Северных конвоев».
Наконец в 14.30 конвой вошел в устье Кольского залива, и ближе к вечеру в 19.00 ГС «Свирь» и ФР «Лондон» ошвартовались у причала Мурманского морского вокзала. Уже через час после швартовки все гости и хозяева сидели в огромном зрительном зале Мурманского Дворца культуры и техники имени С.М. Кирова на торжественном собрании и гала-концерте, посвященных прибытию конвоя «Дервиш-91» в российские воды. Теплая встреча продолжилась и на торжественном ужине в холле на втором этаже, который закончился танцами и песнями в сопровождении английского оркестра морской пехоты и оркестра штаба КСФ.
Вложение:
046377.12..jpg
046377.12..jpg [ 893.23 КБ | Просмотров: 2496 ]
Вложение:
046377.27..jpg
046377.27..jpg [ 1.19 МБ | Просмотров: 2496 ]

29 августа гости и ветераны-хозяева посетили Мурманское интернациональное кладбище для торжественного церемониала с возложением венков, посвященного памяти погибших участников Северных конвоев, а затем направились к величественному памятнику. «Североморец. Алеша» для траурного митинга и проведения церемонии памяти погибшим. В тот же день в 19.00 ГС «Свирь», ФР «Лондон», СКР «Громкий» и танкер «Тайдспринг» отошли от причалов, вышли в Баренцево море и взяли курс на Архангельск. Несколько ветеранов-англичан были взяты на борт ГС «Свирь» и ФР «Лондон», однако основная часть зарубежных гостей вылетела 30 августа в Архангельск самолетом.
Вложение:
Gremyaschi-2008..JPG
Gremyaschi-2008..JPG [ 1.88 МБ | Просмотров: 2496 ]

При переходе в Архангельск 30.08 на месте гибели СКР «Пассат» в Координатах Славы на борту ГС «Свирь» был проведен митинг и патриарший посланник отец Никодим провел тронувший всех за сердце молебен за упокой душ погибших моряков. Под траурные звуки оркестра и ружейного салюта на воду были опущены венки.

Наступило раннее утро 31 августа – утро 50-летней годовщины прибытия конвоя РQ-0 «Дервиш» в Архангельск. На всем пути следования наших судов и кораблей по фарватеру Северной Двины от Зимнегорского маяка до Архангельска собравшиеся на берегах люди приветствовали корабли конвоя. С большим восторгом и восхищением жители Архангельска, ветераны войны и прилетевшие из Мурманска гости встречали ГС «Свирь» и прибывших на нем ветеранов Северных конвоев. Восторженное настроение охватило всех присутствующих. Еще бы! Это был первый приход кораблей охранения Королевского флота Великобритании в Архангельск за 46 лет после окончания войны. Среди встречавших гостей на причале были все члены Всесоюзного организационного комитета, командующий авиацией ПВО генерал-полковник авиации В.П. Потапов, представители властей города, а также военно-морские атташе Великобритании и США кэптены Майкл Касвелл и Сергей А. Ионов.
После встречи вице-адмирала И.В. Касатонова и его доклада председателю ВОК. Ю.А. Михайлову об успешном завершении операции «Дервиш-91» состоялся большой митинг, посвященный этому знаменательному событию. По окончании митинга колонны знаменных взводов, почетных караулов, как советских, так и английских, подразделения моряков и знаменосцев-ветеранов со штандартами клубов «Русский конвой» и «Советская Россия» направились к памятнику Защитникам Севера у подножья которого горел Вечный огонь.
На площади перед памятником построились в каре знаменные взводы и почетные караулы английских и советских моряков, ветераны и гости, прибывшие на праздник. Все пространство вокруг площади было заполнено огромным количеством ветеранов войны и жителей города. Наконец, к площади торжественно подъехал бронетранспортер, который привез капсулу с землей и прахом неизвестного североморца – прахом, взятым у пограничного знака № 1 на полуострове Средний и доставленным в Архангельск на борту СКР «Громкий». Вдоль взвода склонивших колена моряков капсула была медленно и торжественно перенесена к подножью памятника и, уложенная в урну, установлена на невысоком постаменте у подножья Вечного огня. Архиепископ Архангельский. Владыка Пантелеймон торжественно отслужил скорбную панихиду в память «всех, воинов, убиенных на после брани, жизнь свою за Отечество и Веру Христову положивших, в море погибших и от ран скончавшихся».
После панихиды под пение большого церковного хора гильза с прахом была медленно опущена в нишу у основания памятника перед Вечным огнем. Спустились к земле полотнища знамен и штандартов. Послышались залпы ружейного салюта. Нишу закрыли чугунной доской с надписью: «Здесь покоится прах неизвестного воина-североморца. Август 1991 г.».
Вложение:
046377.33..jpg
046377.33..jpg [ 642.73 КБ | Просмотров: 2496 ]

Вложение:
046377.37..jpg
046377.37..jpg [ 654 КБ | Просмотров: 2496 ]

Вложение:
046377.42..jpg
046377.42..jpg [ 1.03 МБ | Просмотров: 2496 ]

1 сентября все ветераны, отправились на экскурсию в Малые Карелы познакомиться с удивительными образцами русского деревянного зодчества. Вечером командование фрегата «Лондон» устроило традиционный флотский прием на борту корабля, именуемый в британском флоте «коктейль-парти» для особо важных персон: организаторов празднования «Дервиш-91», командиров кораблей конвоя, военных атташе и наиболее заслуженных английских и советских участников Северных конвоев.
Вложение:
046376.3..jpg
046376.3..jpg [ 593.18 КБ | Просмотров: 2496 ]

2 сентября после торжественных проводов кораблей «Дервиш-91» все гости убыли домой, оставив в памяти навечно яркие впечатления и воспоминания об этом историческом событии. Прошло десять лет со дня празднования «Дервиш-91», но это незабываемое событие в жизни нашей страны и стран наших военных союзников еще долго будет жить в памяти.
В начале октября 1991 года я получил от английского ветерана Джеффа Шелтона, с которым мы подружились на борту «Свири», письмо, одно место из которого тронуло меня до глубины души:
«Пользуюсь возможностью поблагодарить всех твоих соотечественников за то, что они оказали нам такое гостеприимство и сердечный прием. Хотя война закончилась 46 лет назад… я даже в самых невообразимых мечтах не мог бы поверить, что я когда-либо приму участие в таком фантастическом приеме, который вы нам оказали. В воскресенье утром в Архангельске я слушал, как пели и танцевали дети. Слезы текли по моим щекам, когда я представил себе, что без жертв храброго русского народа и тех наших парней, что погибли ради свободы, этих детей просто не было бы сейчас в живых. Эти моряки, солдаты и летчики погибли не напрасно… Пусть эти поющие и танцующие дети напоминают нам о необходимости крепить узы дружбы во имя мира. Пусть благословен будет мир, и еще раз спасибо за вашу доброту и гостеприимство. Память об этом навечно останется в моем сердце».

Справка.
В СССР за годы воины в период с 11.03.41 по 31.03.46 годов из Англии и США было доставлено по всем трем маршрутам – Северными конвоями, через Иран и через порты Дальнего Востока:
22.206 самолетов, 12.755 танков, 471.257 единиц автотранспортной техники (грузовики, джипы, тракторы, мотоциклы), 13.150 зенитных и противотанковых орудий, 131.633 торпеды, 473 млн. снарядов, 4005 винтовок и автоматов. 345.735 тонн взрывчатых веществ, 1981 паровозов и локомотивов, 11.155 ж/д вагонов и платформ, 540.000 тонн рельсов, 2.670.000 тонн жидкого топлива (бензин, мазут, соляр), 842.000 тонн химикатов, более 1.050.000 миль телефонного кабеля, 3.786.000 автопокрышек, 49.000 тонн кожи, 15 млн. пар солдатской обуви, 69 млн. кв. м шерстяных тканей.

Капитан 1 ранга в отставке А. Г. Уваров
[/color]

_________________
Пишите предложения по формату и наполнению сайта. Предлагайте темы.


Пожаловаться на это сообщение
Вернуться к началу
  Отправить личное сообщение  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: 24 окт 2015, 16:12 
Не в сети
Администратор

Зарегистрирован: 25 май 2012, 14:09
Сообщения: 186
Кинофильм “Возвращение ДЕРВИША” Телекомпании “ПОМОРЬЕ” можно посмотреть на YouTube.

https://youtu.be/SzNJrUsT4qM

https://youtu.be/SzNJrUsT4qM

_________________
Пишите предложения по формату и наполнению сайта. Предлагайте темы.


Пожаловаться на это сообщение
Вернуться к началу
  Отправить личное сообщение  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 

Часовой пояс: UTC + 4 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы можете начинать темы
Вы можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB